«Группы смерти» толкают детей на самоубийства: как спасти своего ребенка от «Синего кита»

В Украине в конце прошлого года впервые заговорили о детских суицидах, связанных с так называемыми «Группами смерти». 15-летняя девочка из Мариуполя сбросилась с высотки, выполняя задания смертельного квеста. Спустя несколько дней мариупольской полиции удалось предотвратить гибель 13-летнего подростка, который в соцсетях выразил желание свести счеты с жизнью, даже запланировав точную дату суицида. В полиции сообщают, что в Днепре не зафиксировано ни одной трагедии с детьми из-за «Групп смерти», но, при этом, признают, что правоохранители не в состоянии бороться с угрозами, которые идут из интернета. Пока полиция озвучивает неутешительные цифры статистики и собирает информацию о деятельности групп, психологи Днепра бьют тревогу — проблема кроется гораздо глубже,  и дают рекомендации родителям.

синий кит 2

Несмотря на то, что в Днепре нет официальной статистики, горожане активно обсуждают феномен «Групп смерти» в соцсетях. Суть этих квестов состоит в том, что администраторы групп дают детям задания ежедневно в 04:20. Вставая ежедневно в такое время, ребенку удается выполнять задания незаметно от родителей, в то же время сбивается режим сна, подросток чувствует себя истощенным. Квест может длиться до 50 дней, финальное задание — свести счеты с жизнью.  Психолог, основатель психологической службы «Выбор» Иван Сытник, отмечает — детей всегда привлекали опасные игры.

«В разных формах это происходило и раньше. Дети убегали, играли в различные опасные игры. Дети играют со смертью, смерть влечет их, как и сексуальное либидо. Заметьте, что в такие игры играют подростки, малыши не попадают в зону риска, подростки не справляются со своей либидной частью. Подростковый возраст сегодня начинается где-то с 12 лет. Идет тенденция, что подростковый возраст начинает молодеть. Это связано со многими аспектами — и с образовательными — дети учат материал, который ранее для понимания был с 15-18 лет, раньше. Социальные факторы — дети играют на телефоне в игры, сидят в соцсетях, где есть возрастные ограничения. Все это игнорируется, прежде всего, — родителями. Дети завышают себе возраст, начинают поджигать себя, чтобы выложить на Youtube — они привлекают внимание, они обделены вниманием. Можно поспорить, что так было и раньше. Но здесь либидная и мортидная (Мортидо — влечение к смерти) части играют роль. Это две энергии, выделенные Фрейдом, которые толкают человека. Дети не справляются с процессом смерти, они пытаются подражать, запугивают себя. Раньше был феномен — дети улицы, то есть, дети, которые волей судьбы оказались на улице. Это социальное определение. Было много программ, которые пытались забрать ребенка с улицы — чтобы не было бродяжничества, наркомании, не дышали клеем. Сейчас можно говорить о другом феномене — детях интернета. На сегодняшний день такого классического определения пока нет, это новый социальный феномен. Это любой ребенок в возрасте от 0 до 18 лет, который волей судьбы попал в интернет», – сказал Иван Сытник.

Напомним, в конце декабря прошлого года в Днепропетровской области мальчик ради съемки экстремального видео облился бензином и поджег себя.

Психолог отмечает две проблемы, из-за которых дети слишком увлекаются интернетом и социальными сетями.

Во-первых — отсутствие живого общения —  родители не отпускают детей дальше пределов одного микрорайона, а сами современные взрослые могут вспомнить, как в детстве гуляли в самых разных уголках Днепра.

«Родители стали более невротичными и заражают своими неврозами детей: туда не ходи, то не делай. А ребенку нужно куда-то выплескивать напряжение, получаемый опыт нужно переварить. И дети ищут способ найти себя. Вот эти социальные игры с заданиями на 40-50 дней — ему говорят, что делать. Вопрос в том, что родители не знают, чем живет их ребенок. Нет эмоциональной связи между ребенком и родителями. Родителей интересует — чем кормили, чем поили, что получил в школе. По исследованиям, дети 44 часа проводят в интернете, и всего полчаса — с отцом. Соответственно, авторитет детей — интернет и соцсети, а не родители. Они не прислушиваются к родителям, потому что родители не слышат их», – отмечает Сытник.

Вторая проблема — современные родители сами перекладывают воспитательный процесс на гаджеты — отвлекают или успокаивают ребенка с помощью планшета или телефона, чтобы малыш не мешал. Такое поведение наражает подростков на опасность.

«Родителям очень удобно, когда дал гаджет — и ребенок спокойно сидит. Родителей беспокоит, когда ребенок кричит, бегает, дерется. Тогда реагируют, будто ребенок ведет себя неадекватно. Есть другая часть детей — замкнутые, тихие, спокойные, которые выполняют все правила. И это, почему-то, не вызывает беспокойства. А на самом деле это должно вызывать беспокойство — что ребенок замкнут, что он может сидеть ночами в интернете, когда родители спят. Почему ребенок не спит? Почему у него нарушения сна? У ребенка может быть затяжная депрессия, и он уходит в интернет в поиске себя, в поиске смысла, в поиске утраченных внутренних переживаний или приобретения этих переживаний», – отметил психолог.

КАК СПАСТИ РЕБЕНКА ОТ ИНТЕРНЕТА И КОГДА БИТЬ ТРЕВОГУ

Психолог отмечает — чтобы обезопасить ребенка, нужно ответить всего на один вопрос — почему ваш ребенок в интернете, что он получает такого в сети, чего нет в ваших с ним отношениях.

«Интернет как феномен уже пришел и игнорировать его нельзя. Поэтому нужно всего 2 пункта: установить программу родительского контроля и обеспечить родительское внимание, поддержку. Общаться с ребенком не поздно никогда. Можно начать говорить и в 14, и в 20, и в 30 лет. Важно, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким. Чтобы ребенок развивался адекватно, родитель должен объяснять, проговаривать то, что чувствует ребенок. Нормально злиться. Нормально говорить о чувствах», – отмечает Иван Сытник.

Что делать родителям, которые решили проверить, чем интересуется их ребенок, и в списке групп в соцсети увидели «Группы смерти»? Ответ психолога категоричен.

«Нужно бить тревогу. Обращаться к специалистам. Нужно выяснить, что ребенок там получает. Это зависимость. Вопрос времени — когда ребенок начнет это делать. Если ребенку интересно в компании, которая употребляет наркотики, то вопрос времени, когда он начнет употреблять наркотики. Если ребенку интересно в таких группах — то и это вопрос времени. Начинается там все с того, что у ребенка интересуются его жизнью — как живешь, как дела в школе. Раньше было очень много случаев, когда у родителей воровали деньги при помощи детей. Какие-то «ясновидящие» говорили, что родители умрут, если ребенок не вынесет золотое кольцо. Схема в целом та же. Ничего нового не придумано. Просто другие технологии», – сказал Иван Сытник.

Администрация «VK» реагирует на жалобы пользователей и блокирует «Группы смерти». Однако новые сообщества продолжают появляться, поэтому полного перечня опасных групп нет. Родителям стоит проверить, не состоит ли ребенок в пабликах, в названии которых есть следующие словосочетания: «Синий кит», «Киты плывут вверх», «Разбуди меня в 4:20», «Няпока», «F57», «F58», «Тихий дом», «Явигре» и прочие подобные. Программы родительского контроля помогут родителям фильтровать информацию, которую ребенок получает в интернете. Также специалисты рекомендуют контролировать личную информацию, которую ребенок выкладывает в сеть.

«Вредит публикация личной информации о себе. Даже ЦРУ заявили о том, что  95% всей разведывательной информации они получают из открытых источников. 4% по специальным каналам, и лишь 1% они воруют. Да и родители сами выкладывают личную информацию. Законодательно в Украине запрещена передача третьим лицам персональных данных — ФИО, e-mail, номера телефона. А в соцсетях человек сам разрешает доступ к своей персональной информации, не понимая, что за этим стоит. Это не только имя и фамилия. Детям не стоит выкладывать даже свои фото, фото семьи. Пусть фотографируют кошечек, собачек. Это простые элементы безопасности. В школы сейчас приходят телефонограммы, в которых просят разъяснить, что вот, во «VK» появилась опасная группа. А когда учитель выкладывает в группе «VK» домашнее задание? Мы с одной стороны поощряем соцсети, а когда что-то происходит — боимся. Больше 90% людей не читают лицензионное соглашение. Правовая культура — мы ее нарушаем. Мы создаем электронные адреса, не читая свои права и обязанности, не знаем ответственность сторон», – заключает психолог.

В некоторых странах, например, в Греции, а также в Бангладеше, до 16 лет мобильные устройства для детей законодательно запрещены. Родители подвергаются большим штрафам, если видят ребенка с гаджетом.

«Представьте, у нас по городу дети ходят и держат в руках 20 тыс. грн. Или 15, 10. Кто назовет умным родителя, который дал такую сумму детям? Это небезопасно для ребенка. Такое ощущение, что родители хотят избавиться от детей. Зачем детям в школе мобильные телефоны? Родители не выдерживают вот этого «хочу, хочу, хочу» и покупают. Что говорить? Можно сказать, что у ребенка не будет телефона дороже, чем у родителей. Школы бессильны запретить, потому что родители все равно покупают мобильные телефоны. Вопрос в том, что родители беспокоятся о детях, хотят, чтобы ребенок был на связи. А когда идет урок — ребенок не может взять трубку. Если ребенок звонит и говорит, что его побили или у него отбирают мобильный телефон — родители ничего не могут сделать в данный момент. Это иллюзия заботы», – сказал Сытник.

НЕ БОЙТЕСЬ ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ О СМЕРТИ

По словам психолога, дети впервые задумываются о смерти еще в возрасте 4-5 лет.

«Они начинают задумываться, что будет, когда родители умрут, когда умрут они. Как родители на это реагируют? Обманывают и говорят, что они не умрут. Не выдерживают плач ребенка и говорят неправду — да я не умру никогда. Нет, вы умрете, но не сегодня, или в ближайшее время вы не собираетесь умирать. Мы боимся говорить с детьми о смерти честно. Нужно честно говорить, что люди умирают. Люди боятся брать 12-летнего ребенка на похороны бабушки или дедушки, спрашивают, можно ли. Нужно. Да, для него будет стресс. Но это естественный стресс. Рождение и смерть — это два полюса. Но один мы празднуем, а о смерти предпочитают не говорить. Боятся, что тонкая детская психика этого не выдержит. А на самом деле — взрослым тяжело об этом говорить. Сложно выдержать напряжение, быть достаточно хорошими родителями, чтобы удержать ребенка в нормальном состоянии. Мы хотим, чтобы дети были удобными. Мы не хотим переживать, страдать, хотим все и сразу. А дети хотят наполниться жизнью. Задача каждого родителя — соблазнить ребенка жизнью. Показать, что жизнь прекрасна и удивительна, без разных антидепрессантов в виде социальных сетей, таблеток и т. д.. Родитель должен показать, что жизнь интересна, наполнить жизнь ребенка», – резюмировал Иван Сытник.

Справка. Уголовный кодекс Украины предусматривает до 5 лет ограничения или лишения свободы за доведение до самоубийства. За доведение до самоубийства несовершеннолетнего можно провести за решеткой от 7 до 10 лет. Если подозреваемый будет установлен, и его вина — доказана.

Людмила Щекоткова